Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон об уголовной ответственности за увольнение либо отказ в приёме на работу лиц предпенсионного возраста. В качестве наказания нарушителям грозит штраф в размере до 200 тысяч рублей или обязательные работы до 360 часов.
Эксперты разошлись во мнениях по поводу эффективности законопроекта. Например, политолог, кандидат исторических наук, научный руководитель Центра этнических и международных исследований Антон Бредихин отметил, что данный закон выступает «весьма позитивным шагом со стороны властей. Об этом он заявил порталу Newinform.
«Ранее была проведена яркая дискуссия по пенсионной реформе, активизировались многие партии и движения, которые пытались получить с этого какие-то дивиденды. Однако, принятие данного закона ставит одну из точек в вопросе проведения пенсионной реформы, поскольку закрывает очень болезненную тему для работающих граждан предпенсионного возраста», — заметил Бредихин.
Политолог подчеркнул, что данный закон «выступит защитой для многих предпенсионеров», поэтому «принятие этого закона нужно рассматривать, как позитивный шаг», но главное – чтобы закон действовал по-настоящему, а не на бумаге. «Думаю, что на первых этапах мы станем свидетелями судебных прецедентов с работодателями, нарушившими этот закон, и осужденными по этому закону», — подытожил Бредихин.
Однако эта мера по защите граждан от преждевременной потери работы в связи с пенсионной реформой не вызвала энтузиазма у представителей рынка труда и юристов. Так, бизнес-тренер, член НП «Эксперты рынка труда» Юлия Левина в эфире НСН заявила, что поиск лазеек в новом законодательстве последует с обеих сторон — как работодателей, чтобы избежать ответственности, так и сотрудников — чтобы заработать в преддверие пенсии.
«Мы таким образом принудим работодателя искать лазейки, как этот закон обходить. Ни к чему хорошему это не приведёт. Это будет огромное количество людей, которые в предпенсионном возрасте решат на этом заработать. Начнут заламывать руки и подавать иски с тем, что их не взяли на работу именно из-за возраста, а не из-за профессиональных качеств. Это будет система вымогательства. И тогда работникам HR придётся придумывать новые варианты отказа, чтобы обойти эту историю. А работодатели начнут всерьёз задумываться о том, чтобы избавляться от сотрудников за несколько лет до наступления предпенсионного возраста», — предупредила о последствиях Левина.
Не больше оптимизма вызвали законодательные изменения и у почётного адвоката Людмилы Айвар. Она заявила НСН, что не ожидает вала исков и потока компенсаций после вступления закона в силу.
«На мой взгляд — это декорация к повышению пенсионного возраста. И я, как практик, могу сказать, что будут попытки и со стороны работников, и со стороны работодателей [обойти закон]. Надо понимать, что работодатель у нас стал субъектом изворотливым и продуманным. Так что, я не вижу в этом законе ничего, что могло бы улучшить положение лиц предпенсионного возраста. Массово взыскивать с работодателей компенсации не будут. Они будут просто аккуратнее. И принимать на работу лиц предпенсионного возраста тоже массово не станут. А как их увольняли под любыми благими предлогами, так и будут — сокращая рабочие места, изменяя штатное расписание», — рассказала юрист.
Напомним, закон об ответственности работодателя за увольнение или отказ в приёме на работу граждан предпенсионного возраста был предложен президентом России Владимиром Путиным в рамках пенсионной реформы. Он призван защитить права россиян и предусматривает также предоставление сотрудникам предпенсионного возраста льгот в виде оплачиваемых дней на диспансеризацию. Напомним, что под предпенсионным возрастом понимается пятилетний период до назначения гражданину пенсии по старости. Изменения в пенсионном законодательстве в рамках пенсионной реформы предполагают увеличение возраста выхода на пенсию для женщин до 60 лет, а для мужчин до 63-х. Также пакет будет включать в себя меры по поддержке граждан, необходимые для адаптации граждан к изменениям условий выхода на пенсию.